Тадж-Махал

Инкрустированные узоры из цветков и причудливых листьев поражали своей фантазией и блеском.
Слева от Ранг-Махала был выстроен Хас-Махал (Частный дворец), богато украшенный росписями, позолотой и ажурными решетками в окнах. Тонкой, исключительно изящной резьбой отличается мраморная ширма, в узоре которой хорошо видны весы правосудия. Вокруг весов – звезды, повыше – изумительной красоты цветочный орнамент, все это сверкает позолотой. На фоне тончайшей ажурной сетки выделяются медальоны с растительным орнаментом.

Диван-и Кхас и Павлиний трон

Диван-и Кхас представляет собой павильон из белого мрамора, окруженный с трех сторон открытыми арками. Серебряный потолок поддерживают 32 колонны, украшенные тончайшей резьбой. Когда-то и они были инкрустированы самоцветами.
Именно в зале этого дворца стоял Павлиний трон, украшенный знаменитым бриллиантом «Кох-и-Нор», который впоследствии побывал в усыпальнице Мумтаз-Махал, потом был украден, а сейчас сверкает в короне английской королевы.
По своей форме Павлиний трон напоминал легкую кровать на золотых ножках. Покрытый эмалью балдахин поддерживался двенадцатью изящными изумрудными колоннами. На каждой из них были изображены по два инкрустированных драгоценными камнями павлина, между которыми находилось дерево, выложенное бриллиантами, изумрудами, рубинами и жемчугом.

Ажурная мраморная ширма из Хас-Махала
Сам же трон был поистине великолепен: он был из чистого золота и весил почти 2 т, украшен тончайшей ювелирной резьбой, усыпан множеством бриллиантов, рубинов, изумрудов. На спинке трона было изображение двух павлинов из золота, эмали и драгоценных камней.
Когда в 1739 г. его вывезли в Персию по приказу шаха Афшара Надир-шаха, одних только украшений – оправленных в золото рубинов, изумрудов, жемчуга и бриллиантов (а среди них был и знаменитый «Кох-и-Нор») сняли с колонн, трона, и балдахина над ним более 5 т.
Все это богатство вез в Персию караван из 21 верблюда. Драгоценный серебряный потолок, мраморный полированный пол, украшения из золота, драгоценных камней и мрамора – все свидетельствовало о правдивости персидского изречения, что рай на земле находится именно в стенах этого дворца.
Любопытно, что образ павлина с позиции индийской культуры выглядит несколько двусмысленно – он издавна является самым ярким мужским эротическим символом в Индии.
Возможно, мастер преследовал две цели, создавая этот шедевр: во-первых, представить падишаха как самого значительного мужчину государства, что характерно практически для всех народностей, а во-вторых, подчеркнуть роскошь и великолепие двора Великих Моголов.
Павлиний трон был любимым троном Шах-Джахана.


 

 
Сайт создан в системе uCoz