Тадж-Махал

В пещерном храме Пяти Пандавов, героев эпоса Махабхараты, находится своеобразная колонна, базой которой служит изваяние льва, а весь ее ствол опирается на львиную голову.
Сравнение колонн разных местностей и временных периодов показывает необыкновенное богатство типов и наличие целого ряда оригинальных строго разработанных ордеров, сильно отличающихся друг от друга.
Время правления династии Гуптов явилось для Северной и Центральной Индии периодом расцвета искусства. Условно этот период можно назвать классическим в истории развития индийской культуры.
Именно в это время скульптура Индии пришла к наибольшему единству по всей стране, так же как и монументальная живопись, сохранившаяся в некоторых храмах и монастырях. Архитектура же продолжала отличаться местным своеобразием.
Архитектура Индии с VIII в. четко делится на два направления: северное и южное. На северо-востоке страны для защиты всех сооружений от проливных дождей использовались высокие и крутые крыши, как это видно в постройках Бенгалии.
Перекрытия в святилищах северных храмов выполнены в виде высокой башни с мягко выпуклым профилем, с преобладающими вертикальными линиями конструкций. Горизонтали имели лишь декоративный характер.
Этот тип северных храмов получил название «нагара-шикхара», где слово «шикхара» означает «вершина», а «нагара» – это название древней архитектурной школы, основанной гениальным древним зодчим Нагарой.
У южных храмов ратха перекрытия имеют четкое горизонтальное членение, произошедшее от горизонтальной плоской крыши. Дравидийские традиции, вошедшие в систему южной архитектуры, согласно древней легенде приписываются другому гениальному зодчему – архитектору Майя.
Севернее Деканского плоскогорья сохранилось много храмов типа нагара-шикхара. Среди них можно назвать Кандарья Махадэва в Кхаджурахо и Лингараджа в Бхубанешваре, а также храмы Ади-нахта и Теджахпала в Гуджарате на горе Абу (гора Мудрости).
Храмы типа нагара-шикхара состоят из двух или четырех частей.


 

 
Сайт создан в системе uCoz