Тадж-Махал

Кажется, весь арсенал живописных средств и приемов использовал художник в создании этого шедевра.
Трудно покинуть Тадж-Махал. Он словно завораживает и смотрит уходящему вслед. Человек чувствует взгляд и оборачивается, а обернувшись, удивляется: Тадж как будто движется за ним. Так происходит до самой арки входных ворот. Под ее сумрачными сводами надо остановиться и бросить на мавзолей прощальный взгляд. А Тадж-Махал словно совсем рядом и приглашает вернуться.


Облака заслонили


Половину луны


И в душе породили


Золоченые сны.


Мавзолей, минареты,


Белый мрамор стены.


На стене самоцветы,


Словно отблеск луны.


Словно небо полудня,


Словно пение вод,


Как всегда многолюдно


Возле райских ворот.


И прохлада Джамуны —


Будто тень опахал.


Память страсти подлунной —


Золотой Тадж-Махал.
События той великой эпохи уже давно стали сюжетами для романов или театральных постановок. Это даже имеет свой термин «муглаи», что означает «могольский». Это не только романы и кинофильмы, это целый стиль в индийском искусстве, направление в моде и даже кулинарии.
Огромные величественные города, наполненные дворцами, мавзолеями и мечетями из драгоценного белого мрамора, – все, что осталось от эпохи Великих Моголов. А может, и не только это...
В низкой и полутемной мастерской звучит негромкое пение. В песне рассказывается о любви падишаха к своей жене. Мастер, склонившись над ткацким станком, поет, старательно проговаривая слова, а подмастерье подтягивает. Они не просто поют, они напевают узор, который плетут. Такого больше нигде не увидеть. Этот сложный и красивый узор используют в ткачестве уже третье столетие, передавая его музыку из поколения в поколение. Это узор со стен Тадж-Махала – самый любимый узор в Индии.
До сих пор краски и орнаменты знаменитой усыпальницы можно увидеть в ковровых рисунках, на индийских тканях.


 

 
Сайт создан в системе uCoz