Их величественные постройки возвышаются на вершинах холмов или на возвышенностях.
Многие холмы застраивались на протяжении веков, там образовывались целые города джайнских храмов (тиртха). Словно лес, возвышаются их стройные шикхары, образуя свободные и красивые архитектурные ансамбли сказочного вида.
Вокруг такого города воздвигалась каменная стена, а внутри создавались кварталы, подобно крепостям. К сожалению, у джайнов существовал обычай сносить обветшавшие постройки, поэтому сохранилось очень мало храмов древнее XV в.
Разнообразие и свобода, удивительным образом гармонирующие с общим видом холмов, составляют главное очарование живописнейших джайнских городов-храмов. Во время праздников в них и в наше время стекаются многотысячные толпы паломников.
Сохранились в Раджастхане и некоторые постройки гражданского назначения. Среди них особо надо отметить замечательную башню Славы в Читторгархе (крепость Читора), возведенную в 1100 г. Такие башни часто возводились перед джайнскими храмами. По сравнению с более поздней постройкой – башней Победы (Кутб-Минар) – в этом сооружении с четким энергичным профилем и смелыми членениями по горизонтали очень сильно выражено архитектоническое начало, видны смелость и оригинальность замысла древних архитекторов.
Башня Славы в Читторгархе
Художественные достоинства прежде всего проявляются в превосходной композиции частей башни и богатой детализации профиля. У башни Славы резко выделены восемь «этажей», венчает которые легкий и изящный открытый павильон на тонких колоннах с невысокой пирамидальной крышей. Формы «этажей» украшены окнами-балкончиками, башенками и богато декорированы резьбой.
Храм Адинатха в южном Раджастхане, или, как его еще называют, храм Вималы, тоже относится к джайнским храмам. Он посвящен Адинатху, первому вероучителю джайнов. Его строили по заказу министра Вимала Васахи, начиная с 1301 г.
Прямоугольный двор храма окружен кельями, выходящими внутрь, как в буддийском монастыре. В каждой келье стоит статуя Адинатха.