Тадж-Махал

Человек в руке Бога, как перо в руке писца, может создавать только по Божьей воле, но самостоятельное его творчество невозможно. Искусство, литература, архитектура – все это части мира, сотворенного Аллахом, а человеческие руки способны лишь на то, чтобы по мере сил дополнить этот мир по божественному волеизъявлению.
Общепризнанным давно стало мнение, что ислам запрещает изображать живые существа.
Если следовать тексту Корана, там говорится о том, что вырезать идолов и ваять образы человека – это дело рук дьявола. В хадисах о жизни и деятельности пророка Мухаммеда можно прочесть, что несчастье ожидает того, кто осмелится изображать живое существо.
В день Последнего суда те, кого изобразили живописцы, сойдут со своих картин и будут преследовать своих создателей с требованиями наделить их душой. И поскольку человек не в силах этого сделать, ему будет суждено вечно мучиться в адском пламени.
Древнее исламское сказание гласит: однажды к мудрецу Ибн Аббасу явился живописец и спросил его, можно ли ему изображать животных на своих картинах? Тогда Ибн Аббас ответил ему следующее: «Можешь рисовать их, но при этом лиши их голов, чтобы в них сложно было узнать живые существа, или пусть на твоих картинах они будут подобны диковинным цветам».
Выход в мусульманском искусстве все же был найден: развилось целое направление – декоративная каллиграфическая надпись, напоминающая рисунок, но при этом остающаяся надписью, будоражащей воображение наблюдателя. Например, в Бенгалии и сегодня можно увидеть исключительной красоты надписи на стенах в мечетях, на посуде. Складываясь во всевозможные, необыкновенно изящные узоры, строки напоминают летящую птицу, кобру с раздутым капюшоном и других животных. Но это только прекрасное подобие их изображений.
Арабская вязь четырнадцати сур из Корана (традиционное украшение мусульманских архитектурных сооружений) венчает сводчатые арки над окнами в главном зале Тадж-Махала. Письмена выложены черным мрамором, как и стебли растений, сплетенные в изысканный орнамент.


Резьба на стенах мавзолея
Живописное изображение растений методом гравировки, инкрустации и мозаики в Тадж-Махале встречается на панелях главного зала и других помещений, а также на внешних порталах.


 

 
Сайт создан в системе uCoz