Тадж-Махал

Божество в виде человека обретало условные, а нередко и просто фантастические формы.

Интерьер храма Солнца в Модхере
Жреческая эстетика требовала отражения в искусстве учений Упанишад и Веданты, йоги и других мистических течений философии индуизма, отличавшихся пренебрежением к человеческой личности.
Скульптура постепенно отошла от изображения жизненного и реального и держалась лишь на мастерстве и тщательном соблюдении строгих канонических правил, существовавших во всех видах искусства.
Говоря о раннесредневековой скульптуре юга Индии, надо иметь ввиду, что здесь еще долгое время изображали не только божеств, но и народных героев. К сожалению, при распространении индуизма многие скульптуры были уничтожены по повелению жрецов.
Сохранились лишь небольшие стелы с рельефами в честь погибших охотников и воинов, вдов, совершивших обряд самосожжения, а также несколько произведений круглой скульптуры.
Наиболее известна статуя джайнского аскета Гомматешвара, сына основателя джайнской религии. Статуя видна издалека – это одна из величайших в мире скульптур среди свободно стоящих изваяний. Ее высекли в 983 г. по приказу Чамунда-раджи из монолитной скалы.
Аскет принадлежал к секте Светамбара (Одетых в небо), поэтому он совершенно обнажен. Он словно замер, глубоко сосредоточившись, совершая этим один из рядовых подвигов аскетов и йогов, заключавшийся в том, чтобы не замечать ни змей, ни муравейников, ни ползучих растений, обвивших его тело до самых плеч. Тело и лицо аскета переданы в общих чертах, мочки ушей удлиненные, широкие плечи хорошо сочетаются со сглаженной мускулатурой.

Джайнский аскет
Все в этой статуе показывает не физический, а духовный смысл бытия. В образе аскета нельзя не ощутить ясного спокойствия, сосредоточенности, чистоты и возвышенности мысли.
Жизненность, цельность и былая простота образа в скульптуре утрачиваются, изображения предстают все более отвлеченными, особенно когда это касается божеств, превратившихся в настоящие символы.


 

 
Сайт создан в системе uCoz